|
«Тайнопись универсума» - совместный проект галерей «Веллум» и «Восточная заграница» в ЦДХ
С 14 марта по 7 апреля в Центральном Доме Художника пройдет выставка «Тайнопись Универсума». Это совместный проект галерей «Веллум» и «Восточная Заграница».
Зрители узнают о влиянии культурной традиции Востока на развитие искусства России первой половины ХХ в. В первую очередь речь идет об идеях русского космизма – о той творческой платформе, в которой вселенная-«универсум» и связь человека с космосом становятся главными темами произведений художников. В экспозиции представлены работы Максимилиана Волошина, художников группы «Амаравелла» – Бориса Смирнова-Русецкого и Петра Фатеева, – а также предметы декоративно-прикладного искусства Китая и буддистские реликвии.
Русский космизм - редкое, малоизвестное широкой публике и даже многим специалистам явление отечественной культуры начала XX столетия. Творчество мастеров этой группы и их окружения буквально пронизано поэтикой и философией Востока, среди идейных вдохновителей русского космизма – такие имена признанных «ориенталистов» как Н.Рерих и М.Волошин. В проекте сделана попытка показать истоки и связи интереснейшего локального направления европейского искусства прошлого столетия и восточных традиций, очень популярных в Европе на рубеже XIX-XX веков. К началу ХХ века, когда казалось, что человек покорил природу, и в цивилизованном мире достигнут пик бытового комфорта, взгляд мыслящих людей обратился в будущее, к Космосу внутреннему и реальному. Увлечение мистическими учениями, бурно распространившееся в России на рубеже ХIХ – ХХ веков, коснулось и художников. В пёстрой картине художественных направлений, возникших в 1910-1920-е гг., особняком стоят художники группы «Амаравелла». Общая идея, объединяющая художников этого сообщества, была сформулирована ими в манифесте: «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса – в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира». Особое влияние на мировоззрение группы оказали Рерих и Волошин. Духовное наполнение живописи как Волошина, так и художников «Амаравеллы», проистекало из их романтического мировосприятия, их увлечённости древней и современной философией, философией Востока и теософией. Они признавали идею двоемирия – существования наряду с миром материальным мира духовного, им была близка пантеистическая идея одухотворённости и божественности Природы и Космоса, идея живой, гармоничной связи человека и Мироздания, в нравственном аспекте они признавали существование Света и Тьмы, Добра и Зла, они верили в духовное восхождение человека в процессе многочисленных перерождений. Важным фактором духовного преображения человека они считали искусство. Волошин называл свою просветительскую миссию: «буддизм, католичество, магия, оккультизм, теософия…». Всё это воспринималось через призму искусства. Часто свои акварельные пейзажи он подписывал стихотворными строками, дающими представление о поэтичности изображаемого, передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение. Художники «Амаравеллы» значительно расширили представление о космосе. Они представили многие скрывавшиеся в тени грани космоса и, прежде всего, его поэзию, его музыку, его чарующую тайну, причём каждый сделал это по-своему и с использованием индивидуальных художественных средств. На выставке «Тайнопись Универсума» можно увидеть работы двух представителей «Амаравеллы». В произведениях основателя группы П.П. Фатеева отражена фантастическая грань с философским уклоном, картины Б.А. Смирнова-Русецкого отличает разлитая повсюду в реальных земных и космических ландшафтах духовная сущность, мистичность. Русский космизм, как самобытное направление отечественной мысли, очень часто обращает свои взоры на Восток. На Востоке существовала иная традиция в понимании рацио в деятельности. Здесь господствовал идеал минимального вмешательства в протекание природных и социальных процессов; здесь было развито понимание «дао» как единства истины и нравственности. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение к философии Индии и Китая - это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира.
Выставка открыта с 14 марта до 7 апреля 2013г. Открытие состоится 14 марта 2013г. с 17.00. Центральный дом художника. Москва, Крымский вал, д.10. Зал № 3
Галерея «Веллум» Тел.: +7 (495) 776-33-31 http://www.vellum.ru
Галерея «Восточная заграница» +7 (985) 298-55-21 http://www.v-zagran.ru
Контакты для СМИ: 8-916-674-11-69 cultureartpr@gmail.com
Контактное лицо: Турецкая (написать письмо автору)
Компания: галерея "Веллум"и «Восточная заграница» (все новости этой организации)
Добавлен: 23:20, 10.03.2013
Количество просмотров: 739
Рок-н-рольные хиты группы «Радионяня» прозвучали в ТРЦ «Нора», ТРЦ НОРА, 01:10, 04.05.2024, Россия |
53 |
В последнюю пятницу месяца, 26 апреля, на фуд-корте ТРЦ «Нора» прошло выступление рок-н-рольной группы «Радионяня». Это было незабываемое музыкальное событие, которое привлекло множество посетителей и поклонников творчества этого коллектива. |
|
Танцевальные майские в Ростове-на-Дону, Marins Park Hotel, 00:58, 04.05.2024, Россия |
28 |
С 27 по 30 апреля в Ростове-на-Дону прошёл танцевальный фестиваль Respublika Days 14. Зажигательная музыка, дружеская атмосфера, ритмы латиноамериканских танцев. Что может быть лучше? |
|
Майские выходные в ТРЦ «Нора», ТРЦ НОРА, 00:57, 04.05.2024, Россия |
27 |
Майские выходные в торгово-развлекательном центре «Нора» будут наполнены интересными мероприятиями для всей семьи! |
|
Увидьте свое имя в титрах фильма по рассказу Стивена Кинга, Boomstarter, 15:22, 02.05.2024, Россия |
189 |
Выпускница московской киношколы "Свободное кино" получила право экранизировать историю Стивена Кинга и запустила акцию-сбор, благодаря которой каждый может увидеть свое имя в титрах фильма! И даже получить роль в кино, посетить съёмочный павильон, стать продюсером фильма по рассказу Стивена Кинга. |
|
|
|