|
Принцип добросовестности как способ ликвидации «серых пятен» в законе
Тихон Подшивалов, кандидат юридических наук, заведующий Лабораторией частного права ЮУрГУ, стал победителем конкурса «Поддержка молодой науки» в рамках Проекта 5-100. Он предложил исследовать вопрос о действии принципа добросовестности как критерия правомерного поведения человека. Все граждане, как известно, обязаны соблюдать законы своей страны. Известен и другой факт – в российском законодательстве можно найти различные лазейки, которые позволяют обойти закон. Юристы называют это явление «серыми пятнами» в законе. Разработкой способов устранения таких «пятен» занимается Тихон Подшивалов:
«Есть даже такая шутка: один человек создает закон, а остальные придумывают, как его обойти. Для того, чтобы это нивелировать, вводится принцип добросовестности как способ защиты от хитрецов и плутов, которые пытаются придумать интересные схемы в обход закона», – объясняет ученый. Такие исследования в международном научном сообществе вызывают большой интерес и имеют серьезную перспективу. Ранее этот вопрос уже изучался, но ученые зашли в логический тупик. А всё потому, что принцип добросовестности, будучи категорией нравственного качества человека, стал восприниматься как результат действия нормы морали и нравственности. В настоящее время добросовестность стали рассматривать в качестве критерия правомерности поведения человека. То есть теперь этот принцип попадет под правовую категорию – это считается наиболее продуктивным.
«За рубежом нет четкого деления на публичное и частное право, гражданское и уголовное. Там принцип добросовестности становится универсальным. В России же этот принцип получил распространение именно в гражданском праве», – говорит Тихон Петрович. Введение принципа добросовестности позволяет использовать на практике такие сложные правовые конструкции, как эстоппель, преддоговорная ответственность, снятие корпоративной вуали, бенефициарная собственность, законное ожидание и т.д. Эти доктрины просто необходимы гражданскому праву РФ.
«Например, снятие корпоративной вуали – это ситуация, когда юридическое лицо накопило долг и у него нет имущества, чтобы вернуть его. Но у него есть учредитель, у которого имеется собственное имущество. Эта доктрина и принцип добросовестности позволяют взыскать деньги не с юридического лица, а с его учредителя, который контролирует его. Вот таких интересных конструкций не могло бы существовать, если бы не было принципа добросовестности, закрепленного в законе», – говорит Тихон Подшивалов. Оригинальность исследования Тихона Петровича заключается в том, что принцип добросовестности не рассматривается как моральная или этическая категория. Исследование проводится на основе экономического анализа права. Это новомодное явление в юриспруденции – law and economics, где во главу угла ставятся имущественные потери.
«Дело в том, что при современном развитии гражданского оборота и профессионализме юристов, найти грань между нарушением закона и соблюдением закона формально достаточно сложно. Получается, что у нас есть такая «серая зона», где формально закон не нарушен, но есть негативные последствия: убытки, имущественные потери. Вот эта «серая зона» в России никак не была урегулирована. Вводя принцип добросовестности, мы можем сказать: совершать определенные действия, которые формально не нарушают норму права, но имеют негативные последствия нельзя!» – уточняет Тихон Петрович. Тихон Подшивалов и его лаборатория совместно с кафедрой гражданского права и гражданского судопроизводства, активно сотрудничают по этому вопросу с Арбитражным судом Челябинской области.
Совместно уже подготовлено 2 обзора судебной практики по процессуальным злоупотреблениям и по нормам об обходе закона. Сейчас ученый планирует сотрудничество с Нотариальной палатой, по вопросам наследования, с отчуждением долей в жилых помещениях и т.д. Это делается для того, чтобы юристы могли создать базу для дальнейшей ликвидации «серых схем», которые действуют на грани закона.
Юлия Узьмова; фото: Олег Игошин
Контактное лицо: Юлия Узьмова (написать письмо автору)
Компания: ЮУрГУ (все новости этой организации)
Добавлен: 08:39, 26.06.2017
Количество просмотров: 524
В Алтайском ГАУ обсудили вопросы агрострахования, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 03:34, 26.04.2024, Россия |
148 |
25 апреля в Алтайском государственном аграрном университете состоялась Национальная научно-практическая конференция «Агрострахование, как механизм компенсации ущерба сельхозтоваропроизводителей» |
|
В Алтайском ГАУ открыли новое коворкинг-пространство, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 03:33, 26.04.2024, Россия |
146 |
Сегодня, 25 апреля, в Алтайском государственном аграрном университете состоялся научно-консультационный семинар «Правило 4К. Кормозаготовка. Кормление. Комфорт. Кадры», организованный совместно с компанией «SPICA». Семинар прошел в новом коворкинг-пространстве, созданном компанией для студентов университета |
|
Узбекский культурный центр Чувашии приглашает на курсы родного языка, Дом дружбы народов Чувашской Республики, 03:10, 26.04.2024, Узбекистан |
98 |
Открыли курсы в Год семи в Чувашии и первыми учениками стали дети, а в 2024-м году, который объявлен в России Годом семьи, приглашаем всех желающих, семьи. Научим читать, писать, говорить на узбекском. Каждое воскресение с 10-12 часов проходят уроки узбекского языка для всех |
|
РВТ на фестивале «PROСВАРКУ»: зона творчества и профессионального роста, RWT LLC, 02:49, 26.04.2024, Россия |
32 |
12 апреля в Москве прошел первый фестиваль колледжей «PRO СВАРКУ», в котором приняли участие ведущие колледжи, работодатели, наставники и производители оборудования. РВТ выступила в качестве партнера мероприятия и наглядно продемонстрировала посетителям, что сварка – это профессия будущего. |
|
«Обучение служением»: в МГППУ прошла проектная сессия, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), 02:28, 26.04.2024, Россия |
49 |
Проект «Обучение служением» - инструмент для развития студента и решения важных социальных задач региона. «Обучение служением» — это образовательный подход, при котором студенты обучаются и одновременно приносят пользу обществу, применяя свои профессиональные навыки для решения реальных социальных задач. |
|
|
|